Фотоискусство в квадрате

1
2414

А вы знаете, кто на самом деле придумал Черный квадрат? Думаете, что Малевич? А вот и не так. Минимализм и концептуализм уже был придумал ранее во Франции. 

А откуда мы это узнали? Да ведь сегодня в Пензенской областной библиотеке имени М.Ю.Лермонтова состоялось открытие фотовыставки профессора фотографии Теодора Раду Пантеа из Румынии. 

Кто такой этот фотограф? Теодор Раду Пантеа, доктор истории фотографии, из восточной Румынии, участвовать в фотоконкурсах начал после 1977 года.  По его словам, ему сложно вспомнить, когда, как и почему он пришел к раскрытию композиции квадратной формы, но однажды он снял вид гостиницы на берегу Черного моря  в очень ранний час. Она и стала отправной точкой в этой серии.

Сергей Майоров, представитель международной федерации фотографического искусства FIAP, рассказал во вступительном слове о том, что же означает квадрат для фотографа и для мира искусства вообще, и кто придал этой фигуре такой символизм.

Тут нужно понимать, что Черный квадрат это не просто фигура, а глубокий смысл. В 1915 году Малевич нарисовал и  выставил его в галерее. Это было время Первой мировой войны. Выставка происходила, когда шли попытки нахождения новых форм искусства, зарождалась фотография. 

Была война, и Черный квадрат был повешен в дальнем правом от входа Красном углу, где обычно вешается на Руси икона. Это тоже символично.

В мастерскую к Малевичу, пока тот работал над Черным квадратом, зашел Бенуа, и Казимир после этого выпустил заранее буклет к выставке, чтобы, так сказать застолбить свою идею. Он боялся, что художники, узнав об этом, могут его опередить. Но он сам был не первым в этом начинании.

Родоначальником концептуализма и минимализма в литературе, живописи и даже в музыке считается Альфонса Алле, французский журналист. Сергей описал его как  эксцентричного писателя, каламбуриста  и чёрного юмориста, известного своим острым языком и мрачными абсурдистскими выходками. 

Альфонс Алле в свое время, за 20 лет до Малевича, на выставку «Отвязных искусств» в Галерее Вивьен  выставил «почти черный квадрат»,  полотно под названием “Битва негров в пещере ночью”, Были и другие произведения в этой же манере. «Анемичные девицы идут к первому причастию в снежную пору» (представлявшее собой Белый квадрат), «Уборка урожая помидоров на берегу Красного моря апоплексичными кардиналами» (Красный квадрат). Идеи таких простейших форм оказались очень востребованы. Он изобрел, по сути, в конце XIX века монохромную живопись. 

В 2015 году происходила реставрация Черного квадрата, и там была найдена надпись про негров в пещере, то есть Малевич про творчество Альфонса Алле знал.

Альфонсу Алле принадлежат фразы «не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра» и «с деньгами можно перенести все, даже бедность». А какое произведение последовало после «Похоронного марша на смерть Великого Глухого» Альфонса Алле? Каламбурист опередил эпатажную минималистическую музыкальную пьесу «4′33″» Джона Кейджа, представляющую собой четыре с половиной «минуты молчания», в ходе которых люди только слушали собственный шум.

А что же фотограф, которому посвящена выставка? Почему ему приглянулся квадратный формат?

Квадратный формат казался относительно удобным. Даже, если очевидно, что изменения композиции влево, вправо, вверх были невозможны, они были необходимы. Несмотря на то. что квадратный формат был нереальным, без удобных соотношений размеров (но со строгостью равенства сторон), без так называемых «золотых» делений, но я чувствовал его некоторым форматом свободы. Множество фотографий, сделанных другими, увиденных в каталогах, коллекциях, предлагаемых для оценки, или на просторах Интернета, подтвердили огромные возможности самовыражения в квадратном формате.  

Но что может быть лаконичнее по простоте и значимости, чем всем известный «черный квадрат» Казимира Малевича? 

  • Раньше, когда я еще работал с пленкой. формат 6х6 решал проблему «квадратного» выделения значимого сегмента фотографируемой реальности. Я мыслил «в квадрате» о самых разных сюжетах на которые я наводил свою камеру 6х6. Было достаточно (иногда движения в каком-то направлении, а также некотором размышлении или интуиции при взгляде в видоискатель, этот кадр избавил меня от необходимости перекомпоновывать или переформатировать изображение в лаборатории. Цифровая эра через свои программы обработки предложила мне новые возможности, вплоть до «сжатия» прямоугольного до квадратного с отредактированными деформациями исходного изображения, вот слова самого фотографа о выбранном формате.

На выставке доступны фотоработы, на которых изображены городские пейзажи, виды, кусочки городской жизни. Отражение крыши в блестящей поверхности столика уличного кафе, уличное граффити, взгляд сквозь витрины, жалюзи. Яркие, мрачные, невообразимые картинки самых невероятных, сюрреалистичных мест, которые только можно увидеть в обычном городе.

Есть, над чем подумать, глядя на эти работы. Этим можно заняться в любое время на втором этаже Пензенской областной библиотеки.

А про то, какие еще необычные вещи творились на выставке, читайте в следующих репортажах, потому что это еще не все.

Фото автора.

Больше фото здесь

Поделитесь с помощью