Пока мы тут с вами обсуждаем повышение цен на алкоголь и лимит снятия денег с карт в магазинах, фильм Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи!» выдвинут на премию «Оскар» в номинации «Лучший международный фильм».
Небось, думаете, каждый день такое происходит? А вот и нет. Когда наши фильмы последний раз Оскара брали?
Не забудьте, во-первых, требования, которые теперь существуют к подобным фильмам.
Актерский состав и сюжет фильма
- по меньшей мере один из исполнителей главных ролей или ролей важных героев второго плана имеет азиатское, афро- или латиноамериканское происхождение;
- по меньшей мере треть исполнителей ролей второго плана и массовки — женщины, представители небелого населения, ЛГБТК+ или люди с особенностями физического или ментального развития;
- основная сюжетная линия фильма связана с одной из этих групп населения.
Съемочная группа
- как минимум две ключевые творческие позиции в съемочной группе (например, оператор, художник по костюмам, композитор, продюсер или режиссер) занимают женщины, представители небелого населения, ЛГБТК+ или люди с особенностями физического или ментального развития;
- как минимум одну из этих ключевых творческих позиций в съемочной группе занимают люди азиатского, латиноамериканского, ближневосточного/североафриканского происхождения, темнокожие/афроамериканцы, коренные американцы, коренные жители Аляски, коренные гавайцы или жители других Тихоокеанских островов, а также другие представители других недостаточно представленных расовых или этнических групп;
- как минимум шесть технический позиций в съемочной группе занимают представители вышеперечисленных групп.
В стандартах для кинопроизводства и дистрибуции описывается необходимость оплачиваемой стажировки, обучения и работы представителям вышеперечисленных групп, а также их присутствие на руководящих должностях в подразделения рекламы и дистрибуции.
Для того, чтобы картину признали соответствующей стандартам кинопроизводства и расширения аудитории, обязательным является соблюдение всех требований.
Картина сможет претендовать на «Оскар» за лучший фильм, если соответствует двум из четырех стандартов. То есть, если кинопроизводство и дистрибуция соответствует новым стандартам, то непосредственно сам фильм им может не соответствовать.
Хотя они действуют только с 2024 года, все равно уже нужно потихоньку начинать соответствовать.
Во-вторых, отечественные ленты трижды становились лауреатами в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» за всю историю «Оскара». Ими стали «Война и мир» Сергея Бондарчука, «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова и «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова. Также наградой киноакадемии была удостоена лента Советско-японского производства режиссера Акиры Куросавы «Дерсу Узала».
Полные смысла для российского зрителя кадры могут быть непонятными зарубежным критикам. Ну и пусть, зато мы прорвались!
По мнению создателей фильма, в этом году в России конкурентов у ленты нет. Картина посвящена разгону мирной демонстрации в Новочеркасске в 1962 году. Она уже была замечена мировым зрителем, поскольку ранее была удостоена специального приза жюри 77-го Венецианского кинофестиваля.
Претендентов на получение премии «Оскар» в номинации «Лучший международный фильм» выдвигают сами страны, а затем уже представители Американской киноакадемии выбирают номинантов.
Сам Кончаловский назвал такое решение коллег лучшим признанием. Но он усомнился в том, что западная публика сможет проникнуться событиями, описанными в фильме. Ведь основная линия картины посвящена драматическому эпизоду советской истории, который долго держался в секрете, — жестокому разгону мирной демонстрации в Новочеркасске в 1962 году. Тогда, согласно официальным данным, военными было убито 26 человек, еще 87 получили ранения. Если только зрители будут заинтересованы именно раскрытием тайны.
В российский прокат фильм вышел 12 ноября. Так что оценить фильм уже можно.