Перспективы пензенского туризма: пациент скорее мертв

3
2246

Сегодня в Пензе стартовала акселерационная программа «Внутренний туризм: новые горизонты и возможности» для представителей малого и среднего бизнеса индустрии туризма и гостеприимства от Фонда поддержки предпринимательства Пензенской области при участии Министерства экономики, Министерства культуры и туризма Пензенской области, Администрации города Пензы.

Она продлится до 27 апреля и представляет собой обширный перечень полезных дискуссионных  площадок, сессий, практикумов и конкурс проектов в сфере туризма, развития его и повышения туристической привлекательности.

Стратсессия и ее обитатели

На стратегической сессии «Современные вызовы и тренды на рынке туризма» присутствовали спежеиспеченный замминистра культуры Ильдар Мавлюдов, зампред правительства (курирующий это направление) Валерий Беспалов, куратор направления «Туризм» из ПГУ Наталья Уткина, начальник отдела туризма Минкульта региона Алексей Уколов и Сергей Матюкин, директор»Мой бизнес».  Были также представители пензенского туристического бизнеса, чиновники, интересующиеся люди. Модерировал сессию приглашенный эксперт Константин Гаранин, руководитель Центра территориального маркетинга, директор по территориальному развитию проектов «Горный курорт Роза Хутор», «Ярославское взморье», «Завидово».

От этого-то модератора присутствующие по большей части и узнали боли и проблемы современного российского рынка туристических услуг.

Константин Гаранин работает, как эксперт ООН с Таджикистаном, Казахстаном — нашими конкурентами за одних и тех же туристов. С 2014 года, по его словам, конкуренция возросла.

Когда мы удивляемся, что изменились туристические потоки, мы должны понимать, что появились новые объекты новые виды туризма. С 2918 года туризм переведен в Минэк и стал развиваться с экономической точки зрения, понятно стало, что должны быть инвестиции и возврат их. Сейчас вот 650 млрд.рублей выделили на развитие. Гранты, иные источники финансирования появились. Но и выросла за них конкуренция. До сих пор муниципальные и региональные чиновники не держат туризм в фокусе. Туризм занимает инфантильную позицию потребителей ресурсов. А должен ещё и давать что-то в ответ. Какую нишу он занимает в жизненной структуре принятия решения? Вот в Якутии губернатор живёт туризмом. А другие могут развивать инновации, а на туризм у них нет сил.

По словам Констатина, туризм имеет плохую манеру развиваться только ради себя, а другие отрасли он при этом не развивает. Таджикистан возможность развития туризма связывает с образовательными процессами среди женской части населения и созданием рабочих мест для мужчин. В Карелии надо наладить переработку камня, леса и рыбы для туристов, а не просто торговать этими ресурсами на сторону.  Научный и промышленный туризм сейчас очень востребованы. Туристы-инвесторы — вот кто должны быть интересны региону. Нужно артикулировать запросы к туристической отрасли — какой эффект от туризма, кроме денег, она принесет субъекту? Создаёт ли рабочие места, вывозит ли региональную продукцию. Должны быть развиты программы поддержки нетуристических целей для туристического бизнеса, образовательный туризм, например. 

Роман Еремян, председатель экспертного совета по гостиничному бизнесу «Деловой России», общавшийся с участниками по ВКС, и являющийся одним из спикеров стратегической сессии, рассказал об интересном эксперименте по оценке деятельности мировых ведущих туристических центров.

Мы взяли самые известные туристические центры мира и наложили на них нашу фискальную нагрузку. Все они быстро оказались обанкрочены. Невозможно развиваться в наших условиях.

Роман напомнил, что туризм возник в Англии, когда появились железные дороги, транспорт и два выходных — то есть — время для выездного отдыха и возможность выехать. С появлением авиации туризм стал более доступным для поездок в комфортные климатические районы и исторические центры. Это шла эксплуатация естественных ресурсов.

В последние двадцать лет оказалось, что выгодно создавать туристические центры с нуля. Дубай, Лас-Вегас, Сингапур, круизные лайнеры: цель — извлечение максимального дохода из туристов. Наиболее эффективные — лайнеры с 6,5 тысяч пассажиров и 2,5 тысяч экипажа. Возвратность этих проектов огромная. Заменить в туризме людей на роботов невозможно, и здесь очень капиталоемкие инвестиции. Экосистема не предполагает малого бизнеса, как драйвера этой отрасли. Вот такие у нее минусы.
Что касается Пензы, то Роман сравнил ее с Калининградом по размеру. Точки роста нашего региона — транспортная доступность. Сформировать предложение для москвичей, с которыми есть нормальная коммуникация. Наши культурно-исторические богатства драйверами не являются. Но туризм тоже изменился, интерактивность становится важнее, чем богатая инфраструктура. Сегодня важная адаптивность и мобильность. Агломерационный туризм не выпускать деньги за пределы агломерации, держать своих граждан здесь, в регионе.

Надеемся, что новый замминистра культуры это все записал. И он и зампред правительства не зря же пришли на сессию, чтобы украшать ее своим присутствием. Наверняка. они тоже учились и предпримут необходимые шаги по развитию туризма в регионе после таких вот подсказок.

А рассказ от местных владельцев туристических объектов в следующем материале.

Фото автора

Подписывайтесь на наш Telegram-канал , наши новости будут ближе к вам.

Поделитесь с помощью