По официальной информации Роскомнадзора, объем пиратского контента в России за год вырос вдвое.
Почему так происходит? Люди сидят дома, потребляют контент. Денег при этом ни о кого не прибавляется (у основных потребителей контента, резко потерявших работу) занятия исчезли постоянные (как у учащихся, к примеру, или пенсионеров). Ищут бесплатные ресурсы. И… находят их.
В этом году Роскомнадзор уже заблокировал больше 10 тыс. пиратских сайтов. Это при том, что а за весь прошлый год было заблокировано только 6 тыс.,а еще только ноябрь. Например, компания WebKontrol в первой половине 2020-го нашла на 26% больше ссылок на нелегальный контент, чем за аналогичный период прошлого года. При этом, медиакоммуникационный союз за последние 6 месяцев заблокировал 4,2 млн пиратских ссылок. Это, к вашему сведению, в 1,5 раза больше, чем с ноября 2018-го по май 2020-го, когда в реестре оказалось 2,8 млн ссылок.
Хотя и борются, не щадя живота своего, с пиратством, проблема защиты прав на контент по прежнему не решена. Это при том, что регулировать ее сложновато из-за отсутствия практики исполнения запретительных решений. Ощутимые потери несет вся цепочка производства и дистрибуции контента ( и авторы,и телекомпании, и стриминговые сервисы, и сети кинотеатров). Все это происходит от недостаточной защищенности правообладателей.
Конечно, пока есть предложения в этой области, будет и спрос. Но, с другой стороны надо и о народе подумать.
Во время пандемии многие прежде оффлайн ресурсы перешли в онлайн и сделали это в рамках поддержки населения именно в сложный период. Театры, галереи, некоторые киностудии выложили в бесплатный просмотр свои произведения, либо подогревали интерес аудитории, выкладывая спектакли или концерты в какой-либо определенный день или в строго ограниченный период, собирая большие аудитории. При этом были доступны системы пожертвований. и благодарные граждане с удовольствием поддерживали любимые ресурсы.
TeatrHD выставил свои топовые спектакли в ежедневный просмотр, МТС запустило он-лайн «карантинники» (наподобие квартирников — камерные встречи с музыкантами), многие конференции и форумы ушли в онлайн на бесплатной основе, собрав деньги продажей записей и дополнительных материалов.
Может, не только пираты виноваты, но и сами официальные ресурсы просто не сумели быстро адаптироваться? Тогда они и правда проиграют. Не пиратам, так другим, более шустрым игрокам. Потому что рынок не будет ждать. И регуляторы тут уже не помогут. Надеяться на закон и забывать о нуждах потребителей — это даже монополизм какой-то.
Хотя авторского права никто не отменял, и пиратство — это очень некрасиво и противозаконно. Воровать интеллектуальные плоды труда тоже нельзя.