Как выжить управленцам в период кризиса? За счет чего оптимизировать или развивать, и что?
В тяжелые времена живем (в экономическом плане). Много ограничений, много изменений, новых требований бьют по несчастному бизнесу, швыряют его по волнам кризисов и экономических потрясений. Руководитель должен проявлять чудеса изворотливости, дабы сохранить свою команду, клиентов и партнёров, не потерять заказы. Фонд поддержки предпринимательства Пензенской области при поддержке Министерства экономики Пензенской области провел образовательный тренинг по тематике: «Развитие управленческих навыков» в качестве меры поддержки бизнеса. Много разных мер у нас для поддержки: выпадающие доходы, субсидии, помощь моральная, вот теперь можно еще и научиться управлять бесплатно.
Тренинг для руководителей
Игорь Зорин, бизнес-тренер, руководитель Центра психологии управления «Премьер», специалист по проведению стратегических сессий и оценки персонала, оффлайн и онлайн-турниров по управленческой борьбе, также психолог, гештальт-терапевт и судья Первой категории по управленческой борьбе с 2006 г. постарался за короткое время, отведенное для тренинга, разъяснить собравшимся основные компетенции эффективного управленца, на примерах и в формате деловых игр показать, как это работает на практике и для чего это все вообще нужно.
Началось мероприятие с напоминания теоретических основ. Спикер напомнил известный анекдот:
«Сочинение пишет ребенок. Бабушка у меня повар, она печет пирожки. Дедушка делает скамейки, он — столяр, мама шьет платья, она — швея, а папа ничего не умеет — он директор». Так ли это, что руководитель не умеет ничего? Правильно ли то, что видят люди со стороны?
Главная обязанность руководителя, управленца — это принятие ответственности.
Ответственность — сложная система. Она стоит денег, причем, часто немалых. Ведь руководитель отвечает не только за свой коллектив, но и за их семьи, за тех, кто зависит от его работников, то есть, эффект от действия одного руководителя по отношению к работнику, которого он уволил, или клиенту, которому оказал некачественную услугу, или партнеру, которого подвел, может быть гораздо больше, чем это можно себе представить.
Качества правильного директора
В переговорах управленца очень большое значение имеет умение чувствовать, понять, что происходит с оппонентом, умение распознавать невербальные сигналы, вычислить, сколько действительно стоит тот или иной человек, какую ценность он принесет компании, или какой убыток.
Требовательность — еще одна важная черта управленца. Нужно уметь не давать власть людям, у которых нет ответственности, которые могут навредить, не имея возможности исправить.
И надо развивать сильные стороны, чтобы перекрыть слабые. Не нужно «латать Тришкин кафтан», надо сосредоточиться на своих преимуществах и развивать их так, чтобы удалось сгладить недостатки, либо нанять на недостающие навыки кого-то профессионального со стороны.
Порядок, дисциплина — вот те качества, которые важны для управленца и рачительного хозяина, добросовестного работодателя. На понимание наличия или нехватки их у участников тренинга были также проведены практические игры.
Что для вас желаннее всего?
Очень любопытной стала проверка матрицы «важное-неважное», которая позволяет правильно выстроить процесс делегирования. Всегда страшно доверить кому-то свою задачу, ведь может напортить, потом замучишься переделывать. Но человек не железный, время у него не резиновое, и задачи вполне поддаются делению. Если задача неважная, но срочная, то сразу же можно перепоручать ее кому-то. Если она неважная и несрочная, то имеет смысл вообще отложить ее выполнение. Важные задачи лучше выполнять самому, здесь уже только остается оперировать сроками.
Также под конец мероприятия была проведена серия экспресс-поединков по управленческим ситуациям по технологии Владимира Тарасова, «первого менеджера СССР», который в 1984 году впервые создал Школу менеджеров в нашей стране по заданным управленческим ситуациям, которые покажут арбитрам, насколько эффективными проявили себя участники.
Исходя из всех практических занятий, прошедших на тренинге, участникам стало понятно, какие компетенции им удаются хорошо, а в чем им надо еще потренироваться. Потенциальные управленцы потом долго в коридоре обсуждали итоги тренинга, рассказывали друг другу, где и в чем у них были допущены ошибки и что нужно было сделать.
Ведь побежденный человек на самом деле получает больше, чем победитель. Он получает опыт, а на ошибках своих учится. Плюс, конечно, немножко самобичевания никому не повредит, это помогает иногда больше, чем самоуверенность, которую следует отличать от уверенности в себе.
Хочется верить, что приобретенные компетенции и знания помогут пензенскому бизнесу побыстрее подняться с колен и завоевать мир. Ну, или первое место в ПФО, к чему так стремится наш губернатор.
Фото автора