Инновационная Йошкар-Ола. Когда городское искусство оживает и поднимает туризм

1
1776

Много существует мнений о том, как должны выглядеть по-настоящему привлекательные городские скульптуры. Должно ли это искусство оставаться в классических рамках и радовать глаз простого обывателя своей понятной красотой и вносить умиротворение и покой в его жизнь. Или городская скульптура должна быть противоречивой, вызывать эмоции, являться объектом дискуссий (как происходило в последнее время с пензенскими скульптурами — Кентавром и Памятником Матери). А вдруг можно совместить в себе и то, и другое, вызвав и восторг и умиление у зрителей и не задев при этом ничьи самые ранимые чувства? Можно!

В этом мы убедились во время недавней поездки в Йошкар-Олу, когда нашему вниманию были представлены две динамические скульптурные композиции, являющиеся городскими достопримечательностями. Их обязательно нужно увидеть, но придется постараться и выбрать время, когда они находятся в движении. Это повышает ценность данного туристического объекта (он же не в постоянном доступе, то есть за ним нужно поохотиться), кроме того — они уникальны и являются результатом не только виртуозной работы дизайнеров и скульпторов. но и торжеством технического прогресса, заметим, от местных производителей.

Итак, обо всем по-порядку.

Динамическая скульптурная композиция Явление иконы Божией Матери «Троеручица» расположена на центральной башне Национальной художественной галереи, сразу под городскими часами (марийскими курантами). Галерея и часы находятся на площади князя Оболенского-Ноготкова, напротив здания администрации.

Основой для данной композиции послужила легенда о том, что икону отправили в Афон, привязав к спине ослика. Ослики, надо вам сказать — умнейшие животные. Всего в мире их насчитывается более 50 пород и главное, чем они знамениты. помимо вездеходности своей и грузоподъемности — это великолепным чувством самосохранения. Ослик ни за что не будет выполнять команду, которая грозит ему гибелью. Отсюда и миф об упрямстве. Однако, рабочая лошадка, умирающая в процессе исполнения долга, погибает и не доводит до завершения свою миссию, а вот ослик, если уж согласился на что-то, обязательно доведет дело до конца. Как и здесь, доставил-таки икону в Афон, сам, без помощи и навигаторов.

А происходило это еще в XIII веке, когда икону Божией Матери «Троеручица» преподнесли в дар святителю Савве Сербскому. Во время турецкого нашествия на Сербию, хранители иконы, дабы уберечь, положили ее на спину осла, а после отпустили его без сопровождающего. Так вот икона и доехала до Афонского Хиландарского монастыря, в целости и сохранности.

Вот потому под «марийскими курантами» и разыгрывается механическая сценка, в которой ослик с иконой из дверей обители Хиландара направляется к воротам Успенской церкви. Он проходит этот путь под звуки колокольного вступления марийского композитора Валерия Кульшетова.

Нужно сказать, что, когда на госзакупках в далеком 2006 году был размещен лот на создание этого мехатронного чуда, никто не откликнулся и не пожелал стать автором и разработчиком композиции. Тогда ее создание доверили коллективу студенческого научно-инновационного центра Поволжского государственного технологического университета во главе с заведующим лаборатории «Мехатронные системы» Игорем Кудрявцевым. Тогда еще группа студентов прекрасно справилась с заданием, и бронзовая фигурка ослика начала свой ход 4 ноября 2007 года. С тех пор каждый час на площади князя Оболенского-Ноготкова можно посмотреть эту маленькую сценку.

Коллектив так сработался, что получил задание на изготовление более сложной и интересной композиции.

Так на Патриаршей площади появился Комплекс «12 апостолов» — тоже под часами, тоже бронзовые фигурки (уже 12 штук, каждая по полтора метра высотой и 250 кг весом) выходят из одной дверки и под песнопение «Да молчит всяка плоть человеча» в исполнении мужского хора проходят в другую дверку.

Композиция изображает 12 апостолов, в числе которых Иисус Христос на белом ослике, за которым следуют ученики – апостолы: Андрей Первозванный, Иуда Искариот, Петр, Симон Кананит, Иоанн Богослов, Фаддей, Яков Заведеев, Иаков Алфеев, Матфей Евангелист, Варфоломей, Фома Неверующий, а также Филипп из Вифсаиды.

При этом сами скульптуры также движутся — Фома качает головой, Иуда склоняется над мешком с деньгами ( он же являлся казначеем группы, если вы помните). Композицию создали на базе иллюстрации «Вход Господень в Иерусалим». Она оживает каждые три часа с 9.00 до 21.00. Этот уникальный, не имеющий аналогов, комплекс расположен по адресу Царьградский пр., 37. Создан он, как уже говорилось выше, коллективом местных молодых ученых, заработал 4 ноября 2011 года.

К слову, сами технари, создавшие эти два проекта. без дела не сидят. Последнее их творение — разработанный экзоскелет, который существенно облегчает жизнь людей с ограниченными возможностями здоровья. Ребята уже получили на усовершенствование своего изобретения грантовую поддержку, а республика объявила себя центром инноваций. Есть повод, разве нет?

Есть. чему поучиться, правда?

С другими чудесами туристического градоустройства республики Марий-Эл мы будем знакомить вас и в дальнейшем. Следите за публикациями. Напоминаем, что посмотреть на эти чудеса получилось, благодаря туристическому проекту от РЖД «Яркие выходные в Приволжье».

Не забывайте, что ваши комментарии вы можете оставлять в наших группах в социальных сетях или комментариях к публикациям! 

Instagram

 ВК

 Facebook

Подписывайтесь на наш Telegram-канал , наши новости будут ближе к вам.

Фото автора

Поделитесь с помощью